Небольшой обзор о нюансах технологии использования некоторых керамических масс, продающихся на российском рынке.
Это первая статья обзора, хотя он будет усеченный, потому что мы используем только светлые массы (т. н. «беложгущиеся»), а писать я буду только о своем опыте.
Самая распространенная масса, блуждающая среди разных мастерских, в том числе, детских студий — это МКФ-2, производства «Керамические массы Донбасса» по цене от 26 до 45 рублей за кг, в зависимости от объема закупки и аппетита продавцов. Мнения о ней разделились. Кто-то ее ругает и говорит, что вот «больше ни за что», кто-то нахваливает. Я скорее в числе нахваливающих, чем ругающих, ибо использую ее в строго необходимых случаях, и тут она незаменима. Но об этом ниже.
Итак, МКФ-2. Эта масса позиционируется как универсальная, т. е. подходящая для всех видов ручного формования: на гончарном круге, для лепки, для набивки, для изготовления литьевого шликера. Кроме того, ее можно обжигать вместе с глазурью за один обжиг, она очень пластична и приятна рукам, отлично пробивает рельеф, легко правится замывкой, а также имеет приятный розовый оттенок. Но у нее есть одно «но» — с ней нужно уметь обращаться.
Эта масса весьма капризна в сушке и обжиге — ее ведет, она трескается, причем, чаще на глазуровочном обжиге, благополучно пережив утельный. Собственно, это ее основные недостатки. Поэтому я дам краткую инструкцию, на что следует обратить внимание при работе с этой массой.
Подготовка массы
Эта глина требует тщательной перебивки и переминания перед началом формовки. Все массы это любят (включая, тесто для пирогов), но МКФ-2 особенно требовательна к этому этапу подготовки. Полагаю, что терракота столь же требовательна, судя по тому, что она ведет себя похожим образом в сушке и обжиге.
Если вы не перемнете массу достаточно тщательно, то есть большой риск образования пузырей (каверн) в теле изделия во время формовки, по которым оно непременно лопнет во время обжига.
Формование изделия
Каким бы способом вы не формовали изделия из МКФ-2, запомните, стенка изделия должна быть тонкой (не более 1 см) и одинаковой по всей поверхности изделия! Не должно быть ни при каких обстоятельствах разницы толщин. Именно в этих местах вы заложите напряжения в своих изделиях, когда более толстая часть будет при сушке перетягивать на себя более тонкую и в зависимости от степени высыхания, изделие либо погнет, либо оно просто треснет прямо в сырце.
Вообще говоря, это правило распространяется абсолютно на все глины, но МКФ-2 особенно нетерпима к таким дефектам формовки.
Сушка изделия
Изделия из МКФ-2 нужно сушить как и терракоту, избегая сквозняков. Можно старым дедовским способом заворачивать в газету и ставить в душное место. Поскольку у нас в мастерской со свободным и тем более, душным, местом не очень хорошо, то я подвяливаю свои изразцы до кожетвердого состояния день или два и ставлю сушить их в печь на 50-75 градусов на сутки или двое.
Таким образом я получаю абсолютно безветренное пространство, теплые полки и правильную сушку. Так я поступаю со всей своей будущей керамикой, и МКФ-2 не исключение. Да, это расход электричества, но посчитайте сами рентабельность — аренда и оборудование бОльшего помещения под сушку тоже не бесплатна, да и сроки сдачи заказов никто не отменял.
Обжиг утельный
Под МКФ-2 у меня собственная программа. В двух словах — это градус в минуту до 575 градусов (температура преобразования кварца), далее 100 в час до упора. Выдержки обычные.
Обжиг глазуровочный
Тут тоже своя программа: 80 в час до упора, 20 выдержка на конечной и контролируемое охлаждение до 500 градусов со скоростью 60-70 в час. Печь с МКФ-2 открываю не ранее 250 градусов.
Следует объяснить, почему МКФ-2 рвет чаще на глазуровочном обжиге. Глазурь усиливает напряжения (особенно в толстых слоях), поэтому на нагреве или на остывании при нарушениях во время формовки (а они всегда бывают, ибо работаем руками) это может стать последней каплей и изделие порвет.
Температуры обжига
МКФ-2 я использую для превращения ее в каменную массу для использования на фасадах в российском климате. На сегодня это единственная глина, имеющая водопоглощение менее 1% при обжиге на 1180 градусов.
Подробнее, почему это важно можно прочитать в моей статье о фасадной керамике.
Жидкая фаза этой массы начинается на 1200, а остеклование с активным прорастанием муллита примерное с 1100. Поэтому на выходе мы имеем очень плотно спеченный черепок, сопоставимый по своим физическим характеристикам с фарфором (кроме, прозрачности, конечно). Но всем остальным, конечно, можно жечь ее на обычных температурах в районе 1050 градусов.
На этом пока все. Следующий пост это обзор шамотированных масс разных производителей.
Прочитать можно здесь.
На вопросы об этой глине я отвечаю в своем инстаграме на этой странице.
С уважением,
художественный руководитель мастерской
Комиссарова Юлия